Проект в старшей группе "По страницам Красной книги родного края".
06 августа 2019
Тема: По страницам Красной книги родного края.
Актуальность проекта:
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую значимость и актуальность. С дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей бережное отношение к животным и птицам, желание защитить их.
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания.
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Любовь к Родине начинается с любви к малой Родине, с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на общее отношение человека к природе. При появлении в группе Красной книги у детей появилось много вопросов. Мы с детьми решили изучить «Красную книгу России» и составить для группы «Красную книгу Иркутской области».
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области, о Красной книге.
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное.
Предмет изучения: животные и птицы, занесенные в Красную книгу Иркутской области.
Участники проекта: дети старшей группы комбинированной направленности, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Вид проекта: краткосрочный 2 недели
Гипотеза: Если мы изучим Красную книгу Иркутской области, то сможем ли мы предотвратить исчезновение животных и птиц, применяя полученные знания.
Цель: Знакомство с Красной книгой Иркутской области, как государственным документом и её значением.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей создания Красной книги Иркутской области;
- формировать у детей представление о животных и птицах, занесенных в Красную книгу родного края;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
- прививать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Речевые:
- способствовать развитию связной речи детей.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение качества образовательного процесса.
Дети имеют представление о Красной книге РФ, о Красной книге Иркутской области как государственном документе
Дети расширили и обогатили свои знания о жизни животных и птиц, занесенных в «Красную книгу Иркутской области».
У детей сформированы основы экологической воспитанности, появилось желание еще больше узнать об исчезающих видах птиц и животных нашего края.
Дети проявляют интерес и уважительное отношение к окружающей среде, стали бережнее относиться к природе своего края.
Результативный «тройственный союз» - педагог-родитель-ребенок. Чувство сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка.
Повышение компетентности педагогов и обогащение педагогического опыта.
Формы реализации проекта:
- оснащение предметно-пространственной среды;
- занятия;
- беседы;
- работа с родителями;
- игровые технологии;
- творческая деятельность;
Продукт проектной деятельности:
- Создание «Красной книги Иркутской области» (животные и птицы)
- Стенды: «Экологическое воспитание дошкольников», «Как научить ребенка беречь природу».
Работа над проектом.
Подготовительный этап:
Для начала в работе над проектом был составлен план работы, далее мы познакомились с Красной книгой РФ, Иркутской области, просмотрели видеофильмы «Животные и птицы Иркутской области на грани исчезновения», «По страницам Красной книги Иркутской области», «Животные Красной книги Иркутской области», «Птицы Красной книги Иркутской области» и т.д.. Совместно с детьми составили картотеку загадок «Охраняемые животные и птицы Иркутской области». Раскрашивали раскраски животных и птиц Иркутской области, просмотрели презентации, обновили и дополнили уголок художественной литературы детскими энциклопедиями, рассказами о животных, иллюстрациями животных и птиц. Приняли участие в акции «Берегите природу», которая прошла для детей младшего возраста. Оформили в родительском уголке информацию на тему «Экологическое воспитание дошкольников», «Как научить ребенка беречь природу»
Исследовательский этап:
Провели беседы с детьми «По страницам Красной книги Иркутской области-редкие животные и птицы», «Заповедники Иркутской области», «Для чего нужна Красная книга», «Что необходимо делать, чтобы сберечь редких животных и птиц родного края», «Нуждаются ли редкие животные в охране».
Были проведены занятия: «Знакомство с Красной книгой Иркутской области», «Знакомство с заповедными местами Иркутской области», лепка «Животное из Красной книги», пластилинография «Красный волк», аппликация с использованием природного материала «Северный Олень».
Читали рассказы о животных: Е.И.Чарушина «Волчишко», Г.Скрябицкого «Заботливая мамаша», М.М.Пришвина «Ёж», Н.И.Сладкого «Под снегом» и т.д., пословицы и поговорки о животных.
Были проведены игры «Напоминающие знаки. Как вести себя в природе», «Опиши животное, не называя его», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Фотоохота в лесу», подвижные игры: «Волк во рву», «Хитрая лиса». Рассматривали иллюстрации, составленные совместно с родителями и детьми «Животные и птицы Красной книги Иркутской области».
Проект предполагает активное взаимодействие с родителями. Это и подготовка материала о выбранных животных, просмотр видеоматериалов и познавательных программ о животных на детских каналах, подбор и чтение экологической литературы.
Участие родителей в проектной деятельности позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений и культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Заключительный этап:
Презентация в группе «Красная книга Иркутской области» (животные и птицы)